Кебнекайзе. Сев.Швецкая, 9 - 16.09.2014

Шведский стол, шведская стенка и шведская семья...

Когда Петя впервые сказал: "А пойдем на Кебнекайзе", то после этого загадочного слова меня унесло в детские воспоминания: гусыня Акка Кнебекайзе, Нильс, Лапландия... И последующие Петины слова утонули в моих воспоминаниях, а зря...

Десяток лет назад Швеция приютила чету российских физиков атмосферы Петю и Аллу. Местный институт дал возможность заниматься любимым делом, да и неспешный уклад новой родины пришелся физикам по вкусу.

Они осели в городке Кируна, который находится 150км северней Полярного круга. Именно здесь, сотню лет назад, шведы обнаружили месторождение железа, дали пинка местным саами-оленеводам (финам) и начали ковырять горки.

Со временем, горняцкий поселок превратился в городок с 23мя тысячами жителей. По сей день почти все в 3 смены пашут на шахте. И они настолько приуспели в вынимании породы, что образовавшиеся пустоты вот-вот поглотят центральную часть города! ...

Но по пути в Кируну нам предстояла пересадка в Стокгольме. Которая ни чем бы не запомнилась, кабы не гомосячья фотовыставка во всю стену столичного аэропорта... Озаглавленная "Стокгольм: гордый город". Походу больше гордиться нечем... Ай, да шведы! Ай, да толерасты!

Прилители в Кируну - самый северный город Швеции. Самолет подвез прямо к дверям домика, который на поверку оказался модерновым терминальчиком. На выходе уже ждал Петя.
Мы погрузились в его объемный авто и поехали к нему, где Алла уже заканчивала "накрывать поляну".

Шведский стол, был по-русски домашним. Отдельного внимания заслуживали грибной супчик и морс собственного приготовления. "Эх, жаль, что у них не растет виноград, - подумал я, - попробовали бы отменного домашнего винца!" )) Меж тем, мы кушали Итальянское)

В нашем распоряжении была огромная комната, которую мы тут же захламили.
Утром позавтракали, завезли Петю на работу и поехали на его машине в Норвегию, где нас уже ждали фьорды.

Норвежский фьорд
Норвегия в четырех часах езды, но как тут ехать, если за окном золотая осень - горки и холмы желто-красные. У всех случилась фотодиарея. На очередном пис-стопе мы попали в рай московского грибника. Подосиновики размером с тарелку, чистые и много. Адски много, чертовски много! Пара минут и место в руках кончилось у всех... а ведь чем-то надо еще есть бруснику!

Меж тем, погодка хужела и хужела.

С заднего ряда доносилось: "А ведь переться на гору совсем не обязательно...", - сама с собой разговарилвала флорист Юля...
А мужики терли о своем, гоготали и усердно пили пиво.

Если у кого-то звонил телефон, все замолками и делались чрезвычайно трезвыми и серьезными. Но как только деловой звонок завершался, бузня и возлияния мгновенно возобновлялись.
Остановки на "пофотать" делались все чаще.)

Кругом красотища... Но облака уже сожрали солнце. Приехали во фьорд со сложным названием, чуть южнее Нарвика. Стенки не такие крутые как на юге Норвегии и можно ехать вдоль воды. Красотища, пахнет морем... но ни видимости, ни солнышка.( Солнце только изредка пробивает тяжелые тучи слолбами света. А фотографам только этого и надо. "Это вам не открытки снимать. Тут есть с чем поработать!"

Наверху сильно дуло и на ночевку остановились у подножья горы, сварили креветок, запили белым вином. Моросило, но Юра и Андрей умудрились развести костерок, и мы ели грибной супчик, обогреваясь его теплом.

Дождь шел всю ночь, и мы спали до последнего.
Дождливое утро и день, фьорд спрятался в тучах.

Тут больше нечего ловить! И мы поехали назад в Швецию, а нам навстречу уже ехал Петя. Приехали в парк Абиско, где русло реки пробило живописный каньон, окруженный пожелтевшими березками и нам опять дали солнце ... лепота. Что не фота, то шедевр, ну, а если не шедевр, то уж точно нетленка*! %)

Уже после заката был еще какой-то водопад.

На обратном пути, прямо из машины, мы ботали с друзьями по скайпу, которые аккурат в тоже время купались в лучах аргентинского солнца и кушали манги... А у нас тут тоже карасо!

С приближением времени восхождения, воззвания к космосу и не связанные причитания становились все громче. "Может мы никуда не пойдем, А?!" - тихо попискивала Землеройка, к этому моменту Юля уже обрела второе имя. Но отсутствие реакции бездушных мужланов, заставило ее пустить в ход козыри. "А, может, ну ее, эту гору! Лучше пивка попьем!". Но реальные пацаны, вголос отвечали: "Вернемся и непременно попьем!"... не сработало...

Ночуем у Пети и утром собираемся в горы. Светит яркое солнце, все на подъеме. Понимая всю безнадежность, но уже по инерции, Землеройка еще раз что-то пискнула из серии "может не надо" и сложила свои вещи...

Как на заклание мы везли Юлю к началу 60км горного трека, который нам предстояло пройти за три дня.
День первый: 19км за 5часов по камениской дорожке. Солнечно и прохладно. Замечательно.
Прибежали к горной станции, поставили палаточки, поужинали, тяпнули и в сауну... карасо, однако...
Еще тяпнули, подбавили парку и затянули "Степь да степь кругом"...
Шведы сиротливо жались на нижних полках.

Вообще, там, где есть шведы, там есть и сауна.
То ли экономии ради, то ли забавы для, но в 19 часов отключают женскую половину, и мужская становится общей.) Голые мужики не прогоняют леди, даже "извращенок" в купальниках.

Мы пошли к палаточкам и на закуску нам дали полярное сияние!
Да, мы все его видели, только вот мешала яркая луна, и усталость гнала спать. Токма Ромей, матерый человечище с неиссякаемой силой воли, убежал в кусты с треногой и подогретой мадерой. И спасибо ему за чудные фотки!

Ночка была холодной, в палатке мои часы показывали -4.

Проснулись поздно, неспешно пазавтракали, наблюдая как небольшие группки экипированных шведов выдвигаются на восхождение и тоже стали собираться.

Находившись за день и нафоткавшись ночью Ромей наотрез отказался ходить на горку. И покорениям предпочел рай с пивом, сауной и Землеройкой.)

Морозно. Ярко светит солнце. В небе проносятся мелкие тучки.

И мы резво бежим по уходящей вверх тропе.

Немного позже нам стали попадаться турики, повернувшие назад. Они заботливо сообщали, что на перевале жуткий ветер...

Несколько лет назад в Новой Зеландии в теплый солнечный денек на невысокую горку зашло под сотню туриков в шортиках и сланцах. С моря задул ласковый пронизывающий ветерок, и часть туриков повернула назад. Налетевшее облачко осело на горке, и на следующее утро спасатели собирали урожай из десятков окоченелых трупиков.

Но нам то че... мы прем дальше.

Ветер дествительно крепчал, порывы настолько сильные, что тяжело дышать.
Крутая стена из огромных валунов, карабкаешься держась руками.
А тут еще Юра потянул ногу, и они с Андреем пошли вниз.
А мы с Петей чупахались дальше.

"Петя, давай домой, а?" - молил я, - "Че мы там увидим? Одни ж тучки!".
"Нет, ползем дальше...", - гнал меня физик.

Я бы, может, и сдался бы, но облака прятали от меня масштаб трагедии. Видимости метров 30. Мокрый и порывистый ветер. Камни на глазах обрастают причудливым узором изо льда, растущего навстречу ветру.

Накрывшие нас тучи настолько плотны, что заметно темнеет.
Встречные группы закончились. Мы последние в ледяной пустыне ...

Совсем рядом, где-то тут, 2,5 года назад, в вершину врезался большой военный норвежский самолет. Вот оно как бывает.

Мы дошли до небольшого сарайчика, погромыхивающего от порывов ветра.
Супы, чай и батончики ушли вниз вместе с Юрой. У нас были только орехи. Мы согрели воды и туда же бросили ледяной ореховый микс. Теплое жорево упало в топку и придало сил для финального рывка. До вершины было еще минут 40.

"Ну на кой мы туда ползем?" - в очередной раз взмолился я, мысленно продумывая многоходовку...
"Потому что мы придурки!" - ответил представилеть точных наук, разом разрушив всю мою логичную схему к отступлению.

И мы вновь ползем к ЕБЕНкайзе. Да, да, это не опечатка. Я уже называл ее именно так.

Вся вершина - это ледяной панцырь, а мы без кошек (это такие шипы на ботинки).
Приличный уклон и порывами ветра сносит в сторону.
Видимости 5 метров. "Еще чуть-чуть осталось", - говорит Петя.

Я втыкаю палку, задавая направление назад и думаю: "Хорошо бы тебя еще повстречать, дорогая".

Держась друг за друга, подскальзываясь и вставая, мы на корачках взбираемся на вершину!
ЙО! Мы, придурки, сделали это!!!
2111м высочайшая вершина Швеции покорена)
Только вот ни черта не видно... Ну, значит, будем поглядеть в интернете)

Мой фотик оброс ледяной коркой. Сколупнув ее, мы сделали пару кадров "в молоке".

"Надеюсь, это не последние кадры, - думаю я..., - теперь бы, живыми бы назад..."

Спускаемся. Не улететь бы... Вот и ты, любимая палочка из Непала! Значит мы на верном пути! Ногу бы не подвернуть.

Хоть и вниз, но еще 5 часов ходу! И с "небольшим" двухсотметровым подъемом посередке. Ну это как зайти на 70-й этаж по неровным, обледенелым и осыпающимся ступенькам.

Анекдот: "На улице дождь? - сказал Холмс. Нет, ветер! - ответил Ватсон..."
Вы когда-нибудь ходили по малой нужде при 30м/с ветре? %)

Бежать вниз значительно легче, но проще и травмироваться, а ветрило просто сносит в сторону. Но впереди сауна и пыво! Мы летим.

Всего за 12 часов мы прошли около 21 км, набрали и спустили 567 этажей (1700м)! Спускались быстро. Мы даже обогнали несколько групп.

Сауна, пиво, еда и камин... вот это кайффф...
В баре горной станции попили пивка, и я спер пивной стакан, с надписью Kebnekaise, который теперь радует меня.

Мы пошли к нашим палаточкам, которые ... улетели и истерично бились в кустах.
Беглецы были возвращены и привязаны. Ночью некисло задувало, а на утро все стихло.

Обратный путь в 19км мы проделали налегке, потому что ребята полетели на вертушке и забрали наш экип.

Крайний день был по желанию. Кто-то пошел шопится и гулять по городу, кто-то на выставку и в пивнушку.

А я поехал на природу. План был простой - выйти на речку и по берегу дойти до озера. План был выполнен. Только к реке я шел по болоту, по колено в ледяной воде.

Уже на озере я зазнакомился с местным шахтером и катанул с ним на моторке по озеру...

Что удивило
1. Огромное количество полузаброшенных домиков, открытых и заполненных полезностями. Любой инструмент, куча техники, брошенные авто. Тут рай для выживальщика. Можно сериал такой снять.
2. Большое количество негров-шведов на улице. Т.е. на юге Швеции их еще больше, но тут заполяным кругом...
3. Мужской знак на гербе Кируны (город самцов).
4. В безумно чистой природе, население сдвинуто на экологии.

Из неопробованных развлекух
1. рыбалка, катание на оленях, собаках
2. каталка на лыжах (горка есть прямо в городе)
3. именитый и любимый японцами отель изо льда
4. сплав по речке

* - Копирайт.
Все фото-шедервы в этом отчете сделаны Ромеем и подписаны (с) Romey. Если вы видите, что это все же скорее фото-нетленка, то знаейте это работа Юры, они подписаны (c) Ura. Для аккурату я Петины подписал (c) Peter.
Все остальные фотки мои. Вы можете их копировать и фотошопировать, постить и копипастить, брать на обложку NatGEO, и все это делать без моего письменного разрешения. %)